Кирпич ― очень интересный материал, с точки зрения исторического контекста, с точки зрения настроения. Объекты, построенные из кирпича, гораздо дольше существуют и не устаревают, поэтому кирпич так важен для города. В высотном строительстве кирпич менее актуален, а для невысоких зданий в пять-десять этажей ― это очень хороший материал.
Какой вы видите роль кирпича в современной российской архитектуре?
Важно понимать, что хороший кирпич ― это хорошая ресурсная база, глина, комплектующие для покраски и покрытий. Чем быстрее мы начнем это изучать, тем быстрее получим более интересный кирпич. Раньше, имея зарубежные поставки, наши заводы создавали более утилитарный, не декоративный кирпич. Сейчас же они стали об этом задумываться, использовать разные техники, глазуровку.
Мы много работаем с поставщиками, создавая свои собственные технические задания на тот или иной материал. В нашем бюро даже есть отдельная структура, которая занимается прототипированием и материаловедением. Например, в творческом кластере «Густав» мы используем клинкерный глазурованный кирпич. Внутри бюро мы провели порядка 20-30 сессий, чтобы найти тот или иной оттенок зелёного цвета. У нас было около сорока образцов и российских, и зарубежных: шансы у тех и у тех 50 на 50. В целом, я считаю, что в России сделали хороший рывок в производстве материалов.
Насколько российские производители способны сегодня удовлетворить запрос архитекторов на эстетически привлекательный нестандартный кирпич?
В проекте школы в Бурабае использовался клинкерный кирпич ― как один из элементов паттерна фасада. Сейчас мы обсуждаем один кирпичный проект в Узбекистане, и заказчик попросил использовать классический изумрудный цвет, который у них там часто встречается. Сначала мы скептически отнеслись к предложению: нам показалось, что это слишком явное копирование исторического дизайна минаретов. Но когда мы начали использовать местный дизайн-код, сводчатые арки и орнаменты, то он стал вполне уместен. Мне кажется, работая в других странах, архитекторы должны принимать локальный контекст, чтобы не было такого, что все объекты одинаковые и могут быть построены, где угодно ― в Москве, в Ташкенте, в Казахстане или в Дубае.
Ваше бюро работает не только в России. Расскажите о вашем опыте работы с кирпичом в других странах.
Наверно, следующий этап использования кирпича ― это аддитивные технологии, когда мы начнём делать на 3D-принтере интересные фасадные элементы и потом их запекать по той же технологии. Или вернёмся к историческому прошлому, когда кирпич не запекался, а для придания жёсткости в его состав добавлялись другие материалы: новые технологии и сфера материаловедения позволят создать что-то более сложное и интересное. Будем смотреть.
Каким вы видите будущее кирпича?