Тут большую роль играет опыт. Молодым специалистам, которые только начинают свою практику, достаточно сложно отстаивать такую позицию. С точки зрения эстетики чуть проще, но с точки зрения всех остальных параметров ― сложнее, потому что заказчик хотел бы услышать, помимо простых «нравится/не нравится», о ключевых качествах, исходя из которых архитектор предлагает конкретный материал.
Мы с заказчиками очень плотно работаем на самых начальных этапах, рассказываем технологические особенности, показываем много реализованных проектов. Результат такого ненавязчивого и лёгкого «разбора полётов» должен быть один ― архитектор должен защитить выбранный материал, обосновать каждую его составляющую: габариты, поверхности, формы. Под каждый проект мы рассчитываем бюджет, поэтому в разных сегментах мы предлагаем разные решения. Например, где-то мы предлагали спилы кирпича или клинкерную плитку.
С типологией чуть проще: в кирпиче можно реализовать как жилые, так и офисные здания. Эстетическая составляющая кирпича и клинкера в виду его теплоты и природности идеально для этого подходит. Но с точки зрения высотности всё сложнее. Современные технологии нацелены на скорость и всепогодность монтажа: кирпич проигрывает крупным форматам, требуя долгой работы по укладке и затирке. Кирпич ― это штучный материал, с которым сложно работать и на высотах, и в плохую, холодную погоду. В общем, тут есть ряд ограничений, который говорит нам, что если здание выше среднего, то стоит подумать о какой-то замене или более классической альтернативе.
Мы делаем в Казани сложный, хоть и небольшой, камерный проект. Там мы работаем не только с цветом (это будет зелёный) и с ригельным форматом, но и со сложной радиусной формой. Это один из проектов, в котором мы экспериментируем, пробуем эту форму.
Также у нас есть интересный проект в Калуге, где мы делаем большую площадку по редевелопменту территории бывшего ликёро-водочного завода «Кристалл». Помимо самого внедрения в эту канву памятников краснокирпичного культурного наследия, мы пытались интегрировать в свои фасады штучные детали, которые показывают идентичность места ― то есть спецформаты, плюс спеццвета.