Российская архитектура последние тридцать лет переживает кирпичный ренессанс. Это хорошо, потому что кирпич широко применялся в дореволюционной России. Были попытки его использовать и в Советской России, но тогда всё было обусловлено плановой экономикой, одним размером кирпича всё регламентировано: 250 мм на 120 мм на 65 мм ― и ничего другого. Вот и мой любимый учитель, Андрей Дмитриевич Меерсон, радовался, когда ему разрешали построить дом из кирпича: все остальные строили из панелей или из блоков. Поэтому, я думаю, что возвращение к норме ― это хорошее возвращение. Постепенно кирпич восстановил свою роль в архитектуре.
Это следствие определенной творческой судьбы. Мы просто оказались в том самом месте и с теми самыми заказчиками, которые были готовы экспериментировать и делать что-то новое. Относительно новое, конечно: в этот момент кирпичные здания строились без остановки в Лондоне, Нью-Йорке, Париже. Нашей задачей было лишь познакомить российских девелоперов и пользователей с этим материалом.
Собственно, началось это, когда мы вместе с Серёжей Киселёвым делали реконструкцию дома в Чистом переулке напротив резиденции Патриарха. Потом делали первые дома на улице Большая Полянка, на улице Бурденко. Это были первые клубные дома для новой российской буржуазии, новых российских капиталистов: они тогда и позволили поэкспериментировать и сделать то, что я хотел. Мы тогда уже работали и с немецким кирпичом, и с финским, и с бельгийским. Так что, когда я начал делать «Бутиковский, 5», я уже понимал, о чём идёт речь.
Вы один из архитекторов, кто, во многом, и сформировал в современной российской архитектуре моду на качественный кирпич. Как и почему вы сделали выбор в пользу именно этого материала?
Изначально формат выбирался из предложенных, у каждой фабрики есть своя линейка: кирпичи короткие, толстые, тонкие, плинфа и так далее. Постепенно я пришёл к своей любимой высоте кирпича в 3,5–4см, когда кирпич совсем тонкий, как плинфа на ранних ренессансных храмах ― почти как валик.
Второй размер ― длина кирпича. Это вопрос визуальных пропорций: сейчас, в основном, работаю с размером 290 мм. Ширина любая: может быть 80 ― если заказчик экономит. Но лучше брать 100 мм: это позволяет делать пустошовку, работать с кромками кирпича. После знакомства с фабрикой Кристиана Петерсена, мы вообще начали задумываться и о параметрах кирпича: он может быть прямым, гнутым, волнистым, со скруглёнными углами ― он может вообще напоминать из себя изъеденный такой сыр рокфор. Когда ты начинаешь работать с материалом, то понимаешь, что качества и образ дома напрямую зависят от того, как выглядит каждый маленький элементик, насколько велико разнообразие. Кирпич позволяет решить уникальные задачи, которые являются продолжением тебя, твоего творческого метода, желанием по-другому взглянуть на стандартные узлы, детали, фрагменты, фасады.